Вы находитесь здесь: Главная > Развитие ребенка > Профилактика речевых нарушений
Post Icon

Профилактика речевых нарушений


Профилактика речевых нарушений.
На сегодняшний день, по данным мировой статистики, количество речевых расстройств у детей неуклонно растёт. В комплексе психопрофилактических мер огромное значение имеет своевременное консультирование будущих родителей врачом-генетиком для исключения вероятности наследственных патологий психики и речи будущего малыша. Факторы риска условно можно разделить две группы: биологические и социально-психологические.

К биологическим факторам риска речевых нарушений относится леворукость (в том смысле, что насильственное переучивание может привести к возникновению нарушений речи), семейная отягощённость патологией речи (родителям, имеющим патологии речи, необходимо обратиться к специалисту, чтобы правильно строить свое общение с ребенком, не нанося вреда его психике и развитию речи).

К социально-психологическим факторам риска относят недостаточность или отсутствие удовлетворения основных потребностей ребенка в чувствах и эмоциях (психическая депривация). На протяжении первого года жизни, кроме педиатра, ребёнка необходимо проконсультировать у невропатолога, окулиста, отоларинголога и ортопеда, а по достижению ребенком двух лет повторить консультирование, и врача- логопед должен быть в списке одним из первых.

Это делается для того, чтобы не пропустить возникновение общих патологий, а также диагностировать развитие нарушений речи на начальном этапе. На сегодняшний день в роддомах практикуется осмотр новорожденных на предмет выявления и устранения распространенной патологии – короткой уздечки языка. Для того, чтобы речь ребенка развивалась в соответствии с возрастными нормами, малышу нужно общение.

Конечно же, первый логопед, первый репетитор и первый учитель в нашей жизни – это мама. Именно в ответ на мамины спокойные и ласковые слова улыбается беззубый ротик младенца. Слыша родной голос, малыш учится находить глазками маму, поворачивая головку. Позже ребенок пытается отвечать на обращения, издавая отдельные звуки. В это время мама должна очень внимательно следить за поведением и реакциями малыша, поскольку очень важно определить, хорошо ли он слышит, да и слышит ли вообще. Конечно, паниковать не нужно, но, если вам кажется, что ваш ребенок не реагирует на звуки – не откладывая, обратитесь к специалисту.

Не стоит самостоятельно выяснять остроту слуха посредством воспроизведения резких звуков над ушком малыша. Советы вроде «заведите будильник и прислоните его к ушку» могут закончиться потерей слуха у здорового ребенка. Доказано, что развитие речи тесно связано с уровнем общей моторики, поэтому полезными будут и пальчиковые игры, и лепка, и складывание мозаики, занятия по методике Монтессори, массаж кистей и пальчиков рук.

Важно также, чтобы речевое развитие первых лет жизни проходило на родном языке, поскольку благие намерения родителей, направленные на изучение ребенком двух-трех языков с первых дней жизни, создают трудности для развития речи ребенка. Запинки речи у здоровых детей могут перерасти в настоящую патологию, если психологическая обстановка в семье будет напряженной или конфликтной.

Ни в коем случае нельзя наказывать малышей за погрешности в речи, раздражаться или передразнивать их. Поправляйте ребенка спокойно, просто повторяя слово правильно, обходитесь без нравоучений, не придавайте ошибке вселенских масштабов. Обычно детки автоматически исправляются. Читайте с ребенком вместе, рассказывайте стишки, пойте песенки.

Подстраивайтесь под то, что интересно вашему малышу: хочет «читать» сам – не мешайте, хочет слушать ваше чтение – читайте как можно больше, провоцируйте на обсуждение прочитанного, задавайте вопросы. Сделайте правилом без исключений обязательный ответ на любые вопросы, никогда не отмахивайтесь от кажущихся бесконечными «почему?». Начните свой диалог с родным человечком еще в то время, когда он в животике, и вы никогда об этом не пожалеете!

© Сhildnmom.ru 2011- 2019



Подписываемся на новости сайта

Загрузка...

Похожие записи:

Теги:

1 комментарий к записи “Профилактика речевых нарушений”

  1. Наталья:

    А еще речь плохо развивается, если с ребенком мало общаются и он часто смотрит телевизор. Нужно много разговаривать с малышом, рассказывать, что вы делаете и зачем, а еще надо много читать ребенку, особенно перед сном.

Оставить комментарий